- Главная страница
- >
- Военная техника
- >
- Танки
- >
- Леклерк
Основной боевой танк Леклерк
- Класс: основной боевой танк
- Период: наше время
- Страна: Франция
Содержание
Французский основной боевой танк AMX-56 Леклерк по праву получил репутацию одного из самых сложных и технологичных в мире, поскольку имеет под бронёй большое количество современной электроники.
Не менее огромна и его цена, уступившая лишь танкам К2 Чёрная пантера и Тип 10.

Создание

Как и американский Абрамс, Леклерк обязан своему появлению ещё одной провалившейся попытке совместной разработки. Она началась в 1978 году с участием Франции и Германии и просуществовала совсем недолго, поскольку между сторонами оказалось множество технических разногласий, например, максимальная масса будущего ОБТ.
Тем временем на вооружении состоял устаревший АМХ-30, поэтому в 1982 году началась разработка полностью своей машины нового поколения. Проект получил название ЕРС (Engin Principal de Combat), а его целью стало создание танка, который бы превзошел своих конкурентов вроде Леопард-2, Т-72 или Челленджер 2.
Поскольку этот ОБТ должен был стать совершенно новым, его агрегаты, требующие испытаний, тестировались на специальных экспериментальных стендах и машинах, в результате чего постепенно оставались лишь наиболее подходящие для армии варианты. Из нескольких вариантов ходовой части, систем управления огнём, вооружения в конце 1986 года были созданы 6 экспериментальных машин, а 10 января следующего года их показали высшему руководству Франции.
Испытания и доводка конструкции длились до 1991 года, после чего стартовало серийное производство ОБТ Леклерк, а на вооружение он поступил в 1992 году.
Некоторые партии нового ОБТ имели дефекты, которые были исправлены со временем, а в 2004 году Леклерк получил новую броню и электронику, входящую в обновленную ТИУС.
Конструкция и компоновка

Во время создания нового ОБТ прорабатывались различные варианты, одним из которых был танк без башни. Тем не менее, окончательная версия машина оказалась выполнена по традиционной компоновке, а внешний вид первых прототипов имел много общего с Леопард-2.
Французы уделяли много внимания динамике и скорости, поэтому Леклерк получил большое количество активной брони, частично заменяющей традиционную, сильно влияющую на массу танка, благодаря чему она составила 54,5 тонны, и мощный двигатель.
Интересной особенностью является то, что инженеры посчитали опасной установку привычной динамической брони, поскольку её осколки могут повредить находящиеся рядом союзную технику или пехоту, поэтому применили реактивную броню NERA, известную как "вспучивающаяся".
Также имеется и непривычный для западных танков автомат заряжания, позволивший уменьшить экипаж до 3 человек.
Леклерк способен защитить свой экипаж от ОМП благодаря противорадиационным материалам и фильтрам, также имеется автоматическая система пожаротушения и датчик оповещения о лазерном облучении, который позволяет обнаруживать наведение оружия на танк.
Корпус

Леклерк получил совершенно привычный корпус с отделением управления и механиком-водителем спереди, боевым посередине и моторно-трансмиссионным сзади. Часть боекомплекта в количестве 18 выстрелов, расположенных в барабанной боеукладке, находится справа от водителя.
Корпус собирается с помощью сварки, его лобовые и боковые детали состоят из многослойной брони с керамическими вставками. Благодаря модульной конструкции, лобовая защита легко заменяется при повреждениях или модернизации.
Французские специалисты утверждают, что лобовая броня эквивалентна стальной толщиной 700 мм против подкалиберных снарядов и 1200 мм против ПТУР, например, Тоу-2А.
Ходовая часть защищена бронеэкранами и, дополнительно, стальными коробами в передней части корпуса.
Башня

Лобовая часть башни бронирована примерно на уровне корпуса и сильно отличает Леклерк от других защитой крыши, доходящей до 600 мм от кумулятивных средств.
Внутри слева от орудия находится командир, с другой стороны - наводчик, имеется специальная ниша для автомата заряжания.
Командир имеет свой панорамный перископический прицел, который находится на крыше Леклерка слева от орудия и обладает ночным видением и стабилизацией. Также, для кругового обзора, в командирской башенке расположено 8 стеклоблоков.
Перископический прицел, расположенный справа на башне имеет визуальный канал с увеличением, тепловизионный и телевизионный и предназначен для наводчика, хотя командир тоже имеет к нему доступ через дисплей на своём месте.
Вооружение

Поскольку французские инженеры получили задачу создать танк, превосходящий своих конкурентов, была создана гладкоствольная 120 мм пушка CN 120-26 с длиной ствола 52 калибра. К ней подходят снаряды от танков Абрамс и Леопард-2, но начальная скорость выше и достигает 1750 м/с. Несмотря на такие характеристики, предусмотрена установка 140 мм пушки при необходимости.
Автомат заряжания способен выбирать нужные типы снарядов и обеспечивает очень высокую практическую скорострельность, достигающую 12 выстрелов в минуту. В нём находится 22 снаряда.
Имеется спаренный с пушкой 12,7 мм пулемёт GIAT M693 с боекомплектом 1100 патронов и, съёмный, смонтированный на крыше башни, второй пулемёт NFI калибра 7,62 мм с боекомплектом 3000 патронов.
По бокам башни находятся гранатомёты, способные стрелять инфракрасными ловушками, противопехотными или дымовыми гранатами.
Отличительной чертой Леклерка является современная электроника, значительно упростившая работу экипажа и повысившая эффективность танка.
СУО способна захватить и поразить 6 целей всего за одну минуту, а прицельная стрельба может вестись на скорости до 36 км/ч при движении по пересечённой местности.
ТИУС объединяет в себе все электронные системы, позволяя экипажу получать все нужные данные о режимах работы узлов танка, его местоположении, расходах и состоянии.
Двигатель и трансмиссия

Как уже говорилось, создатели Леклерка придавали большое значение его подвижности. Поэтому был создан многотопливный турбодизель SACM UDU V8X-1500 T9, получивший оригинальную систему наддува под названием hyperbar, состоящую из турбокомпрессора и небольшой газовой турбины TM-7038, приводящей его в действие.
Благодаря такой конструкции, литровая мощность достигла 91 л.с./л, в то время как 6ТД-2, устанавливаемый на Оплот или Ятаган имеет 72 л.с./л, а немецкий MB 873 Ка-501 на Леопард-2 ещё меньше.
Газовая турбина может использоваться для обеспечения танка энергией или как стартер основного двигателя.
Автоматическая гидромеханическая трансмиссия ESM500 включает в себя коробку передач с 5 скоростями вперёд и 2 назад, тормоз, механизм поворота и систему охлаждения.
Двигатель и трансмиссия скомпонованы в единый блок, который можно заменить на другой всего за 30 минут.
Электроника постоянно следит за параметрами узлов трансмиссии и двигателя, частично управляя ими при этом и позволяя практически мгновенно переключать передачи.
Всё это превратило Леклерк в очень динамичный и подвижный танк с удельной мощностью 27,5 л.с/т, способный разгоняться до 71 км/ч.
Впрочем, есть и недостатки, например, чрезмерный расход топлива даже на холостом ходу и большое количество сложных электронных систем.
Запас горючего составляет 1300 литров во внутренних баках, помимо этого возможно добавить ещё 400 литров в 2 бочки.
Ходовая часть

После испытаний различных типов подвески, остановились на гидропневматической, способной обеспечить более плавный ход на пересечённой местности. Она имеет ход 300 мм, а её узлы находятся снаружи корпуса, что заметно облегчает обслуживание.
На каждой из сторон Леклерка находятся ведущее колесо спереди, 6 обрезиненных сдвоенных опорных катков, 5 поддерживающих и ведущее колесо сзади.
Каждый из опорных катков имеет свою индивидуальную подвеску, а гусеницы траки из стали и лёгких сплавов, соединённых резинометаллическими шарнирами. При необходимости на них устанавливаются резиновые башмаки для движения по обычным дорогам.
Эпилог

Насколько обоснованно считать Леклерк ОБТ, превосходящим своих конкурентов? В теории этот танк действительно весьма совершенен, а его сложная начинка значительно усиливает боевые возможности и облегчает работу экипажа.
С другой стороны повышенный расход топлива может создать определённые трудности, а то, как поведёт себя огромное количество электроники в боевых условиях и останется ли танк боеспособным при её повреждении неизвестно.
История уже показывала, как чрезмерно сложные и дорогие машины вроде танков Тигр или Пантера оказывались менее эффективны, чем дешёвые и массовые Т-34, к тому же постепенно появляются ОБТ с новой компоновкой, например Т-14 Армата. И останется ли традиционная компоновка актуальной сейчас сказать нельзя.