Бронетранспортёр БТР-80

БТР-80 – это советский бронетранспортёр, появившийся благодаря развитию устаревшего БТР-70, переставшего удовлетворять армию своими характеристиками.

Поступив в армию в середине 80-х годов, успел повоевать, показав себя довольно эффективно, благодаря чему стал основным бронетранспортёром России и сейчас стоит на вооружении примерно 26 стран.

Содержание

История создания

БТР-70, стоящий на вооружении советской армии, отличался серьёзными недостатками, например, ненадёжными двигателями, плохой защищённостью и неудобной посадкой/высадкой десанта.

К началу 1980-х годов в Горьковском КБ началось создание нового бронетранспортёра с учётом недостатков предшественника. Компоновку новинки под названием ГАЗ-5903 решили сохранить, но использовали дизельный двигатель и предусмотрели большие люки для десанта.

Переделки привели к росту массы и габаритов: высота стала больше на 3 см, масса на 2 тонны, достигнув 13,6 тонн. Благодаря применению дизельного двигателя подвижность не ухудшилась, более того, запас хода вырос.

Машина с успехом прошла государственные испытания и пошла в серийное производство в 1984 году, а в 1986 встала на вооружение советской армии.

Конструкция

БТР-80, как уже говорилось, унаследовал компоновку своего предшественника с отделением управления впереди, моторно-трансмиссионным сзади и десантным между ними.

Броневая защита толщиной от 50 до 90 мм, большая часть листов расположена под углом, способна выдерживать лишь пули. На суше дополнительной защитой служит волноотражательный щиток, расположенный на среднем лобовом листе.

Десантное отделение рассчитано на 7 десантников, в бортовых бронелистах есть восемь шаровых установок для ведения огня с помощью личного оружия.

Для высадки предусмотрены двустворчатые двери, расположенные на бортах корпуса. Помимо этого, в крыше находится два люка, предназначенных для высадки мотострелков.

Для наблюдения за местностью предусмотрено два люка со стёклами, которые располагаются в верхнем лобовом листе. В условиях плохой видимости или при столкновении с противником экипаж использует перископические смотровые приборы или бинокулярные приборы ночного видения.

Вооружение

В башне расположена спаренная установка, состоящая из пулемётов КПВТ и ПКТ. КПВТ предназначен для стрельбы по легкобронированной техникой и воздушной техникой, находящейся на низкой высоте. Ведение огня возможно по наземным целям на дистанции до 2000 метров, по воздушным - до 1000 метров. ПКТ используется для уничтожения пехоты и подавления огневых точек противника.

Боезапас КПВТ калибра 14,5 мм составляет 500 патронов, ПКТ 7,62 мм – 2000.

Подвижность

На бронетранспортёре установлен двигатель КамАЗ 7403, оснащённый турбокомпрессором и развивающий 260 л.с. Колёсная формула 8х8, подвеска торсионная с гидравлическими амортизаторами. Скорость по шоссе достигает 80 км/час, на пересечённой местности падает до 40 км/час., запас хода до 600 км по шоссе.

БТР плавающий, передвижение по воде происходит благодаря водомётным движителям, скорость до 9 км/час.

БТР-82 и БТР-82А

В конце 2009 года появились первые образцы глубокой модернизации БТР-80, а в 2011 году новина начала поступать на вооружение российской армии.

Отличается дизельным двигателем КамАЗ-740, развивающим мощность 300 л.с., комплексом работ, направленных на увеличение живучести, проходимости и надёжности.

На внутренних сторонах бронелистов расположена противоосколочная защита, усилена противоминная. Необитаемая башня с электроприводом орудия позволила расположить наводчика в обитаемом отделении.

Обновлена электроника, средства наблюдения и система пожаротушения.

БТР-82А отличается 30мм пушкой 2А72 вместо КПВТ.

Эти машины находятся на вооружении армии Казахстана с 2010 года, с 2013 года – российской.

Боевое применение

Бронетранспортёр участвовал во множестве вооружённых конфликтов, которые раз за разом подтверждали его недостатки, обусловленные устаревшей компоновкой.

Во время войны в Чечне БТР-80 часто использовался в качестве патрульной машины совместно с БМП-2. При этом солдаты садились снаружи, а не пытались передвигаться внутри десантного отделения, будучи защищёнными бронёй.

Это было обусловлено несколькими особенностями машины.

Во-первых, её слабой противоминной защитой. При подрыве на мине находящиеся внутри люди были фактически обречены, в то время как, находясь сверху на броне, они были защищены всем корпусом.

Во-вторых, шаровые установки внутри десантного отделения и приборы наблюдения не позволяли вести круговое наблюдение или огонь.

В-третьих, устаревшая компоновка с экипажем спереди, хотя во многих странах это самое уязвимое место стараются занять двигателем.

Эпилог

Даже в момент своего появления, машина унаследовала недостатки своих предшественников, связанных с компоновкой, которые подтверждались при каждом военном столкновении.

Сегодня её можно однозначно считать устаревшей, поскольку защиту людей внутри никак нельзя назвать удовлетворительной. Остаётся лишь ждать Бумеранг с новой компоновкой и достойной защитой экипажа с десантом.

Смотрите также

Ещё техника

Поделитесь с друзьями

Выскажите своё мнение

Отправка сообщения


По времениПо типуСамое популярное