- Главная страница
- >
- Статьи
- >
- Танки Великой Отечественной войны - названия, фото
Танки Великой Отечественной войны
Содержание
Вторая мировая война продемонстрировала мощь танков во всей красе. Тяжёлые бронированные машины стали во главе немецкой стратегии блицкрига, когда действующие автономно танковые соединения наносили неожиданные удары по противнику, прорываясь на большую глубину и уничтожая инфраструктуру, командные пункты и так далее.
После начала Великой Отечественной войны началось противостояние не только сильнейших армий того времени, но и конструкторских школ танкостроения.
Как насчёт названий, описания и фото самых интересных образцов?
Советские
Всего насчитывается около 60 разной бронетехники, включая полученную по ленд-лизу и за исключением экспериментальной или не находящейся в серийном производстве.
Самыми выдающимися стоит назвать следующие советские танки Великой Отечественной войны.
Т-50

Лёгкий танк, выпущенный на замену устаревшему Т-26. При разработке конструкторы вдохновлялись немецким PzKpfw III, имеющем отличную подвижность и надёжность для своего класса.
Всего было выпущено 77 единиц, а саму машину признали удачной. Появление Т-34 сделало Т-50 практически ненужным, на чём и закончилась история этой боевой машины.
Т-28

Этому среднему трёхбашенному танку часто не уделяют должное внимание, тем не менее, он превосходил по ТТХ большинство танков Вермахта в начальный период войны.
Неплохая броня и огневая мощь зачастую не использовались из-за неопытных экипажей и изношенности техники. Надёжность и ресурс были крайне низкими, да и многобашенная конструкция успела морально устареть.
Красная армия использовала Т-28 до 1944 года, а Финляндия – до 1951 года.
Т-34

Средний Т-34, известный всему миру и ставший одним из символов победы. Самый массовый, превосходивший по характеристикам вражеские в момент своего появления. Простой и дешёвый.
Позже у немцев появились Pz.Kpfw.VI Tiger, Pz.Kpfw. Tiger Ausf. B и PzKpfw V Panther, обладающие лучшей бронезащитой и огневой мощью, но их надёжность, массовость и стоимость оставляли желать лучшего.
Т-34 и его модификации Т-34-57, Т-34-85 до конца войны оставались самыми массовыми, несмотря на появление более совершенной техники.
КВ-1

Тяжёлый КВ-1 показался немецкой армии настоящим монстром в начале боевых действий.
Надёжная броня, дарующая машине практически неуязвимость, но крайне низкая надёжность и плохая проходимость делали КВ-1 крайне неоднозначным.
Появление Pz.Kpfw.VI Tiger, не испытывающего сложностей с пробитием брони советской техники, в момент поставило крест на КВ-1, потерявшем своё единственное преимущество.
ИС-2

Тяжёлый советский ИС-2 - наследник ИС-1, создавался в качестве противовеса немецкому Pz.Kpfw.VI Tiger.
Зачастую мнения об оценке этой машины расходятся, но её эффективность под сомнение не ставит никто. 122 мм пушка и наклонная броня делали из ИС-2 отличный штурмовой танк, способный выполнять любые задачи на поле боя.
По отдельно взятым характеристикам «Иосиф Сталин» уступал немецким конкурентам, но по совокупности – превосходил.
Ощутимым плюсом стала надёжность, позволявшая проходить без поломок около 1000 километров.
ИС-3

Этот тяжёлый танк опоздал на войну и смог лишь принять участие на параде Победы в Берлине, где произвёл огромное впечатление на западных наблюдателей.
ИС-3 – это мощнейшая броня, выполненная в виде «щучьего носа», 122 мм орудие, способное проломить броню Pz.Kpfw.VI Tiger с километра, но недостатки, тянущиеся ещё с ИС-1.
СУ-152

Тяжёлая САУ, тем не менее, необходимая в этом списке. Впервые появилась на Курской дуге, где применялись в качестве истребителя танков.
Получила прозвище «Зверобой», поскольку её приписывали массовое истребление немецкой техники со звериными названиями.
На деле, советские военнослужащие часто принимали экранированные средние PzKpfw IV за тяжёлые Тигры, а Фердинандом называли любую вражескую САУ.
В любом случае, СУ-152 «Зверобой» сыграл важную роль в избавлении Красной армии от тигробоязни.
M4 Sherman

Напоследок вспомним об американском среднем Шермане. Второй после Т-34 по численности, активно поставлялся в СССР по программе ленд-лиза.
Очень высокий, довольно уязвимый и пожароопасный. С другой стороны, неплохие приборы наблюдения, максимальная технологичность и запас для модернизации.
Шерман не стал революционной машиной, зато его выпускали в огромных количествах и дорабатывали, основываясь на опыте применения.
Немецкие
Окрылённые успехом Блицкрига, немецкие танкисты пытались продолжить его стратегию в Великой Отечественной войне, но столкнулись с серьёзной техникой, огромной армией и упорным сопротивлением. Кульминацией стало сражение под Прохоровкой, называемое переломным моментом войны.
Тем не менее, надо отдать должное конструкторам из Германии и перечислить некоторые немецкие танки Великой Отечественной войны.
Pz.Kpfw III

Средний Pz.Kpfw III, совместил хорошую подвижность, надёжность, удобство экипажа и модернизационный потенциал.
Pz.Kpfw III выпускался до 1943 года, поскольку модернизации достигли своего предела, и машина не могла тягаться с более тяжёлыми образцами вроде Т-34, оснащёнными лучшей наклонной бронёй и мощным вооружением.
Pz.Kpfw IV

Средний Pz.Kpfw IV, стал настоящей рабочей лошадкой. Создавался как штурмовой танк, способный подавлять огневые точки врага.
Во время войны Pz.Kpfw IV постоянно модернизировался, получив экранную броню и длинноствольную пушку калибра 75 мм. Из-за увеличения массы последние модификации имели посредственную проходимость.
После окончания войны долгое время стоял на вооружение некоторых стран.
PzKpfw V «Panther»

Средний танк, считавшийся тяжёлым у СССР и союзников.
Пантера стала крайне спорной машиной, поскольку обладала как яркими плюсами, так и серьёзными недостатками.
Хорошая лобовая броня, расположенная под наклоном, мощное и невероятно точное орудие, хорошие углы вертикальной наводки, комфортные условия работы экипажа.
Вместе с тем, тонкая бортовая броня исключала применение машины в наступлении, калибр пушки 75 мм делал неэффективной стрельбу фугасами, а дороговизна и сложность конструкции затрудняли производство.
PzKpfw VI Ausf. H1 «Tiger»

Тяжёлый PzKpfw VI Ausf. H1 «Tiger», наводил страх одним своим видом. При создании отдали приоритет защите и огневой мощи, пожертвовав проходимостью, себестоимостью и надёжностью.
Своим появлением сделал ненужными советские КВ и мог с лёгкостью поражать издалека своей 88 мм пушкой любую технику, пока не появились ИС-2. Впрочем, даже против этой грозной новинки Тигр не выглядел мальчиком для битья и мог потягаться.
PzKpfw VI Ausf. B «Tiger II»

Последний серийный тяжёлый танк Вермахта, отличающийся очень мощной лобовой бронёй в ущерб подвижности и надёжности.
При теоретической дуэли лоб в лоб, Тигр 2 превосходил любого соперника за счёт бронирования и пушки калибра 88 мм, но на практике такие столкновения были редкостью.
Машина массой практически 70 тонн оказалась неспособна эффективно действовать во фронтовых условиях, а её надежность была очень посредственной.
Panzerkampfwagen VIII «Maus»

Сверхтяжёлый экспериментальный Panzerkampfwagen VIII «Maus» не успел повоевать, но успел впечатлить советских и западных конструкторов. 189 тонн массы, 128 мм пушка, электрическая трансмиссия – всё это Маус, разработанный под руководством Фердинанда Порше.
Было создано 2 опытных образца, взорванных немцами для того, чтобы разработки не достались противнику. В данный момент один Маус находится в Кубинке, где до сих пор поражает размерами.
Jagdpanther

САУ, истребитель танков, созданный на базе Пантеры. Хорошая динамика и проходимость, мощная 88 мм пушка, но плохая надёжность и слабо защищённые борта.
Ferdinand

Тяжёлая САУ, выполняющая роль истребителя танков. Вызывала страх у советских бойцов и обладала практически неуязвимой лобовой бронёй.
Фердинанд создан на базе экспериментального Tiger (P), из-за чего получил неоднозначные характеристики. Невероятно толстая лобовая броня толщиной до 200 мм, мощное и точное 88 мм орудие делали САУ очень опасным противником. Но на практике Фердинанды страдали от низкой подвижности и надёжности, уязвимая ходовая часть позволяла обездвиживать эти машины, а неуязвимая лобовая броня не спасала от подрывов на минах.
Итоги
Мы не упомянули о большом количестве бронетехники, применявшейся во время Великой Отечественной войны, но отметили самые интересные и выдающиеся образцы.
Стоит выделить основные черты самых удачных танков Второй Мировой:
- простота, технологичность, дешевизна производства, благодаря чему достигалась массовость;
- хорошая подвижность, позволяющая применять машину в любых условиях;
- броня средней толщины под наклоном, благодаря чему масса оставалась в разумных пределах при достаточном уровне защиты;
- пушка среднего калибра, способная поражать цели в лобовую проекцию с достаточной точностью, при этом обладать высокой скоростью перезарядки и большим возимым боекомплектом.
Часто возникает вопрос о том, есть ли лучший танк Великой Отечественной войны. На него сложно ответить без предвзятости, поскольку были образцы техники, которая могла бы претендовать на это звание, но пострадала из-за обстоятельств вроде неправильного применения или проблем на производстве.
Тем не менее, лучшим по совокупности характеристик можно назвать советский Т-34 и это вряд ли станет для кого-то сюрпризом.
Да, он страдал из-за низкого качества запчастей, условия работы экипажа нельзя было назвать комфортными, броня не спасала от немецких пушек второй половины войны, а орудие временами оказывалось бессильным против лобовой брони немецких тяжёлых бронированных боевых машин.
Но концепция среднего танка, защищённого наклонной бронёй, обладающего достаточной подвижностью и огневой мощью, оказалась настолько удачна, что немцы сделали Пантеру, попытавшись воплотить своё видение сильных сторон Т-34.
Позже появились могучие советские ИС-2, ИС-3, немецкий Королевский Тигр, началась разработка Е-серии и Мауса, но именно средние танки, ставшие компромиссом всех важных характеристик, завоевали популярность в Великой Отечественной войне и после неё, эволюционировав, в итоге, в ОБТ.
Ссылки по теме
Если вас заинтересовала статья, обязательно посмотрите:
Танки и бронетехника Второй мировой войны