Т-80 и Т-90

Содержание

Т-80 и Т-90 часто сравнивают, споря, какой из этих танков был перспективнее и не зря ли в российской армии отдали предпочтение Т-90. Многие из служивших на Т-80 вспоминают эту машину с любовью за подаренные эмоции, простоту управления и надёжность. Тем не менее, армия закупает Т-72 и Т-90, которые позже начнёт вытеснять Т-14 Армата.

В этой статье вы увидите немного рассуждений о том, насколько оправдана критика танков с ГТД, берущая своё начало в 80-х годах, и до сих пор приводимая в качестве причины непопулярности Т-80.

Силовая установка

Т-80 и Т-90

Бросающимися в глаза отличиями являются ГТД на Т-80 и дизельный двигатель на Т-90. В чём же их разница на практике?

Газотурбинный двигатель отлично себя чувствует при низких и высоких температурах, легко запускается даже в суровые морозы и готов к работе через 3 минуты. Он никогда не глохнет, даже при упирании танка в препятствие и остановку гусениц, в то же время обеспечивает огромный крутящий момент и плавное изменение оборотов. Отсутствуют теплообменник и гидротрансформатор, что значительно уменьшает размеры МТО и уменьшает размеры. Нет отбора мощности системой охлаждения, поэтому вся мощность уходит в трансмиссию, не теряя более 15% как на дизеле, практически отсутствуют вибрации. Очень маленькое потребление масла, многотопливность и в 2-3 раза более высокий ресурс службы.

Недостатками ГТД принято считать чрезмерный расход топливо и проблемы с очисткой воздуха. Кроме того, двигатель с некоторым запозданием реагирует на движения механика-водителя. Проходит около 5 секунд между нажатием педали и увеличением скорости танка.

Проблема очистки воздуха решена советскими инженерами очень давно – на Т-80 используется система очистки, стряхивающая частицы и песок, а не часто засоряющиеся фильтры как на американском танке Абрамс.

Считается, что газотурбинный двигатель расходует топлива чуть ли не в 3 раза больше, чем дизельный, но это устаревшие данные, основанные на советских учениях. В то время механики-водители не знали особенностей силовой установки и часто не включали необходимые передачи, ведь танк не глох и всегда ехал дальше. Кроме того, отсутствовали стояночные режимы и вспомогательные силовые установки.

Сейчас Т-80 расходует в 1,5 - 1,7 раза больше топлива чем аналоги с дизельными двигателями, что не является критичным. Учитывая малое потребление масла и большой ресурс, можно начать сомневаться в том, какой из двигателей выгоднее в эксплуатации.

В зоне радиационной заражённости заражённые частицы засасываются в ГТД, после чего выбрасываются вместе с воздухом, в то время как дизельный двигатель обеспечивает их контакт с маслом, превращая его в радиационный источник внутри танка.

Ходовая часть, подвижность

Т-80 получил превосходную ходовую часть, отличающуюся резинометаллической гусеничной лентой. Благодаря её сочетанию с обрезиненными катками пропадает лязг гусениц и уменьшаются вибрации. На последние модификации Т-72 и Т-90 начали устанавливать гусеничную ленту с резинометаллическим шарниром.

Благодаря мощности ГТД-1250 1250 л.с. и отсутствию отбора мощности Т-80У обладает удельной мощностью 26,5 л.с./т. и максимальной скоростью 70 км/час, которая на практике легко превышается. Даже новейший Т-90АМ с его В-92С2Ф мощность 1130 л.с. не может ничего противопоставить по удельной мощности, скорости или крутящему моменту.

Вооружение

Разумеется, огневая мощь очень важна, поэтому этот пункт пропустить нельзя. На оба танка устанавливаются одинаковые пушки 2А46 различных модификаций. Разница в автомате заряжания. Пожалуй, здесь Т-80 серьёзно проигрывает из-за вертикального расположенных зарядов, исключающих эвакуацию механика-водителя при ранениях и превращающих весь танк в одну большую пороховую бочку.

В наше время система управления огнём играет чуть ли не большую роль чем пушка. Для Т-80У, Т-80УА и Т-80УЕ-1 были созданы новые системы, тепловизор и прицелы, благодаря чему они оказались наравне с Т-90А, в чём-то даже превосходя.

Защита

Т-80 и Т-90

Здесь Т-90 действительно выигрывает, банально толщиной своей брони, наличием КАЗ Арена и Штора-1. Впрочем, модификации Т-80 получали новые башни, встроенную динамическую защиту Реликт, КАЗ ШТОРА-1, Арена-Э.

Защищённость можно было не только держать на достойном уровне, но и превзойти Т-72, сравнявшись с Т-90. Тем более запас мощности позволял наращивать массу танка ещё больше.

Выводы

Т-80 и Т-90

Т-80 оказался невостребованным в какой-то степени несправедливо. У него до сих пор есть потенциал, позволяющий довести характеристики до современного уровня, а газотурбинная силовая установка обладает ярко выраженными преимуществами, например, в условиях высокой или низкой температуры окружающей среды.

С другой стороны, разнообразие танкового парка ни к чему хорошему не приводит, тем более, скоро появится новая техника. Возможно, газотурбинный танк сможет себя проявить в экспортном варианте, а сейчас остаётся лишь немного сожалеть, что ему нашлось маловато места в нашей армии.

Поделитесь с друзьями

Выскажите своё мнение

Отправка сообщения


По времениПо типуСамое популярное