- Главная страница
- >
- Статьи
- >
- Летающий танк
Летающий танк
Содержание
За прошлый век инженеры сделали несколько машин, которые получили название летающий танк. В их число входит разная техника, совершенно непохожая друг на друга.
Давайте остановимся на каждом изобретении подробнее.
М1932

Известный американский конструктор Джон Уолтер Кристи известен благодаря своим колёсно-гусеничным танкам и подвеске Кристи, которая использовалась в танках серии БТ и знаменитом Т-34. Его менее известным, но не менее интересным изобретением стал летающий танк.
У Кристи появилась идея чрезвычайно мобильного танка, способного перемещаться в воздухе. По проекту машина массой 5 тонн получила крылья по схеме биплана и винт на них, приводимый в движение двигателем самого танка.
В 1932 году американец вышел на финишную прямую своей идеи и представил публике глубоко проработанный проект.
Танк массой 4 тонны лишился башни для экономии массы, зато получил двойной корпус – непривычный для тех времён дюралюминиевый внутри и традиционный бронированный снаружи. Толщина брони достигала 12,7 мм спереди и 9 мм по бортам.
Традиционно для Кристи, машина могла передвигаться как на гусеничном, так и на колёсном ходу. Орудие размещалось в корпусе. Полностью заправленный М1932 вместе с боекомплектом и экипажем весил 5 тонн.
Для полёта требовался мощный двигатель, поэтому на танк массой всего 5 тонн планировалось установить V-12 Hispano-Suiza мощностью 750 л.с. По расчётам, такой энерговооружённости хватало для 190 км/час на колёсном ходу и 96,5 км/час на гусеничном.
Для взлёта летающий танк Кристи должен был совершить разбег около 80 метров на гусеничном ходу, далее механик-водитель переключал привод с гусениц на воздушный винт, танк ехал ещё 100 метров, разгоняясь до 130 км/час и взлетал. Расчётная скорость полёта была около 150-160 км/час.
Независимая подвеска Кристи позволяла садиться на пересечённую местность и не требовала аэродромов. После приземления механик-водитель должен был отстегнуть крылья специальным рычагом, после чего американский танк был готов к бою.
К сожалению, этот интересный проект не был реализован, основную трудность вызвал механизм переключения привода между колёсами и воздушным винтом.
А-40 (КТ-60)

В 1941 году, когда шла Великая Отечественная война, советское командование испытывало нужду в оказании помощи партизанам, действовавшим на оккупированных немцами территориях. Высшему командному составу показалось хорошей идеей создать бронированную машину, способную летать и неожиданно появляться в тылу врага.
Проект получил логичное название «летающий танк». Его разработка началась в конструкторском бюро Антонова в срочном порядке.
В условиях военного времени требовалось вести разработку как можно быстрее, а производственные затраты свести к минимуму. Поэтому, Антонов решил не начинать разработку с чистого листа, а взять за основу вполне обычный лёгкий танк Т-60.
Т-60 обладал скромными размерами и массой 6 тонн, был вооружён 20 мм орудием и пулемётом 7,62, внутри находился экипаж в количестве 2 человек.
Учитывая, что танк после доставки по воздуху должен действовать на земле, места для крыльев или двигателя не было. Поэтому приняли решение сделать деревянный планер, который бы временно крепился к танку и сбрасывался бы при приземлении. Двигатель и вовсе был не нужен, поскольку использовался настоящий самолёт, буксирующий А-40 на тросе.
2 сентября 1942 года конструкторское бюро Антонова завершило разработку летающего танка и приступило к испытаниям.
Новинка массой 7,5 тонны получила два крыла по схеме биплан и была похожа на «кукурузник».
Перед взлётом А-40 предельно облегчили, демонтировав башню и ящик с инструментами. Испытателем стал Анохин, а в роли буксировщика выбрали бомбардировщик ТБ-3.
Во время первого полёта двигатели ТБ-3 начали перегреваться из-за чрезмерной нагрузки, поэтому трос отцепили, после чего летающий танк удачно спланировал на аэродром.
Несмотря на удачные испытания, разработка была свёрнута, поскольку Советский Союз испытывал дефицит в самолётах достаточной мощности, например, Пе-8.
ИЛ-2

Советский штурмовик, ярко отметившийся во Второй мировой войне. Был создан в 1939 году и прошёл всю войну, заслужив репутацию невообразимо живучего самолёта.
В первый период применения были огромные потери ИЛ-2, вызванные неопытными экипажами, неправильным применением и отсутствием оборонительного вооружения в задней полусфере.
После добавления борт стрелка, набора опыта пилотами, появления истребителей сопровождения, ИЛ-2 стали эффективным и надёжным оружием, получившим прозвище «летающий танк» за свою живучесть. Немцы его называли «Betonflugzeug» - «Бетонный самолёт».
Т-80 и Т-90

Эти основные боевые танки никогда не имели крыльев и воздушных винтов. Тем не менее, временами можно услышать, как их называют летающими танками.
Разработанный в СССР Т-80 оснащён газотурбинным двигателем, дающим отличную подвижность. Российский Т-90, хоть и оснащён привычным дизельным двигателем, имеет скромную по меркам ОБТ массу и достаточную мощность, чтобы радовать публику эффектными прыжками.
Очевидно, что эти две машины не являются летающими танками, но, раз уж их временами так называют, стоило уточнить почему.
Другие проекты

Также были и другие разработки, например, GAL 49. Hamilcar из Великобритании или Ме 321 из Германии. Но эти проекты были обычными транспортными планерами с грузовым отсеком внутри фюзеляжа, в который могла поместиться бронетехника.
В СССР тоже не отставали, инженер Смалько разработал свой летающий танк и даже воплотил его в дереве в виде макета МАС-1. Был проект Рафаэлянца и Никитина под названием «Рафник», состоящий из подвешенного в планер-моноплан нового БТ-2.
Камов в 1932 году создал ещё более необычную машину-автожир. Похожий на вертолёт танк обладал горизонтальным винтом диаметром 20 метров и должен был воевать прямо в таком виде, «перепрыгивая» любые препятствия при необходимости.
Несмотря на одобрение проекта, разработка принципиально новой машины с нуля показалась непомерно сложной и была закрыта.