Летающий танк

Содержание

За прошлый век инженеры сделали несколько машин, которые получили название летающий танк. В их число входит разная техника, совершенно непохожая друг на друга.

Давайте остановимся на каждом изобретении подробнее.

М1932

Летающий танк

Известный американский конструктор Джон Уолтер Кристи известен благодаря своим колёсно-гусеничным танкам и подвеске Кристи, которая использовалась в танках серии БТ и знаменитом Т-34. Его менее известным, но не менее интересным изобретением стал летающий танк.

У Кристи появилась идея чрезвычайно мобильного танка, способного перемещаться в воздухе. По проекту машина массой 5 тонн получила крылья по схеме биплана и винт на них, приводимый в движение двигателем самого танка.

В 1932 году американец вышел на финишную прямую своей идеи и представил публике глубоко проработанный проект.

Танк массой 4 тонны лишился башни для экономии массы, зато получил двойной корпус – непривычный для тех времён дюралюминиевый внутри и традиционный бронированный снаружи. Толщина брони достигала 12,7 мм спереди и 9 мм по бортам.

Традиционно для Кристи, машина могла передвигаться как на гусеничном, так и на колёсном ходу. Орудие размещалось в корпусе. Полностью заправленный М1932 вместе с боекомплектом и экипажем весил 5 тонн.

Для полёта требовался мощный двигатель, поэтому на танк массой всего 5 тонн планировалось установить V-12 Hispano-Suiza мощностью 750 л.с. По расчётам, такой энерговооружённости хватало для 190 км/час на колёсном ходу и 96,5 км/час на гусеничном.

Для взлёта летающий танк Кристи должен был совершить разбег около 80 метров на гусеничном ходу, далее механик-водитель переключал привод с гусениц на воздушный винт, танк ехал ещё 100 метров, разгоняясь до 130 км/час и взлетал. Расчётная скорость полёта была около 150-160 км/час.

Независимая подвеска Кристи позволяла садиться на пересечённую местность и не требовала аэродромов. После приземления механик-водитель должен был отстегнуть крылья специальным рычагом, после чего американский танк был готов к бою.

К сожалению, этот интересный проект не был реализован, основную трудность вызвал механизм переключения привода между колёсами и воздушным винтом.

А-40 (КТ-60)

Летающий танк

В 1941 году, когда шла Великая Отечественная война, советское командование испытывало нужду в оказании помощи партизанам, действовавшим на оккупированных немцами территориях. Высшему командному составу показалось хорошей идеей создать бронированную машину, способную летать и неожиданно появляться в тылу врага.

Проект получил логичное название «летающий танк». Его разработка началась в конструкторском бюро Антонова в срочном порядке.

В условиях военного времени требовалось вести разработку как можно быстрее, а производственные затраты свести к минимуму. Поэтому, Антонов решил не начинать разработку с чистого листа, а взять за основу вполне обычный лёгкий танк Т-60.

Т-60 обладал скромными размерами и массой 6 тонн, был вооружён 20 мм орудием и пулемётом 7,62, внутри находился экипаж в количестве 2 человек.

Учитывая, что танк после доставки по воздуху должен действовать на земле, места для крыльев или двигателя не было. Поэтому приняли решение сделать деревянный планер, который бы временно крепился к танку и сбрасывался бы при приземлении. Двигатель и вовсе был не нужен, поскольку использовался настоящий самолёт, буксирующий А-40 на тросе.

2 сентября 1942 года конструкторское бюро Антонова завершило разработку летающего танка и приступило к испытаниям.

Новинка массой 7,5 тонны получила два крыла по схеме биплан и была похожа на «кукурузник».

Перед взлётом А-40 предельно облегчили, демонтировав башню и ящик с инструментами. Испытателем стал Анохин, а в роли буксировщика выбрали бомбардировщик ТБ-3.

Во время первого полёта двигатели ТБ-3 начали перегреваться из-за чрезмерной нагрузки, поэтому трос отцепили, после чего летающий танк удачно спланировал на аэродром.

Несмотря на удачные испытания, разработка была свёрнута, поскольку Советский Союз испытывал дефицит в самолётах достаточной мощности, например, Пе-8.

ИЛ-2

Летающий танк

Советский штурмовик, ярко отметившийся во Второй мировой войне. Был создан в 1939 году и прошёл всю войну, заслужив репутацию невообразимо живучего самолёта.

В первый период применения были огромные потери ИЛ-2, вызванные неопытными экипажами, неправильным применением и отсутствием оборонительного вооружения в задней полусфере.

После добавления борт стрелка, набора опыта пилотами, появления истребителей сопровождения, ИЛ-2 стали эффективным и надёжным оружием, получившим прозвище «летающий танк» за свою живучесть. Немцы его называли «Betonflugzeug» - «Бетонный самолёт».

Т-80 и Т-90

Летающий танк

Эти основные боевые танки никогда не имели крыльев и воздушных винтов. Тем не менее, временами можно услышать, как их называют летающими танками.

Разработанный в СССР Т-80 оснащён газотурбинным двигателем, дающим отличную подвижность. Российский Т-90, хоть и оснащён привычным дизельным двигателем, имеет скромную по меркам ОБТ массу и достаточную мощность, чтобы радовать публику эффектными прыжками.

Очевидно, что эти две машины не являются летающими танками, но, раз уж их временами так называют, стоило уточнить почему.

Другие проекты

Летающий танк

Также были и другие разработки, например, GAL 49. Hamilcar из Великобритании или Ме 321 из Германии. Но эти проекты были обычными транспортными планерами с грузовым отсеком внутри фюзеляжа, в который могла поместиться бронетехника.

В СССР тоже не отставали, инженер Смалько разработал свой летающий танк и даже воплотил его в дереве в виде макета МАС-1. Был проект Рафаэлянца и Никитина под названием «Рафник», состоящий из подвешенного в планер-моноплан нового БТ-2.

Камов в 1932 году создал ещё более необычную машину-автожир. Похожий на вертолёт танк обладал горизонтальным винтом диаметром 20 метров и должен был воевать прямо в таком виде, «перепрыгивая» любые препятствия при необходимости.

Несмотря на одобрение проекта, разработка принципиально новой машины с нуля показалась непомерно сложной и была закрыта.

Поделитесь с друзьями

Выскажите своё мнение

Отправка сообщения


По времениПо типуСамое популярное